Вы здесь

Тувинская супружеская пара проехалась на авто по странам Средней Азии

  • Вверх
    7
  • down
    13
7808 просмотров

Житель Тувы Альтаир Чопуй и его супруга побывали  этим летом в  интересном автопутешествии. Путь пролегал из Тувы в Казахстан, Киргизию и Узбекистан через Горный Алтай. Поездку они планировали еще в 2016 году, но задуманное свершилось в 2017-м. 

«В этом году ушёл с работы, жена стала не выездной кроме стран СНГ. Машину поменяли на более высокую. В общем, звёзды сошлись на том, чтобы ехать в этом году, отложив дела насущные на потом», - начал рассказ Альтаир. 

Выбор стран был обоснован тем, что тувинский язык  относится к тюркской языковой группе, и был большой интерес посетить именно эти три тюркоязычные страны. У Альтаира за спиной есть опыт путешествий. Он на машине объездил почти всю Монголию, не добрался только до восточной её части. Перед поездкой отсеялись друзья, с которыми изначально задумали посетить среднюю Азию. Альтаир технически подготовил автомобиль «Монтеро спорт» для долгой езды, купил необходимый запас инструментов и запчастей, которые могут понадобиться. После тщательного сбора  вместе с супругой, наконец, отправились в степи средней Азии. 

Обязательным для автопутешественников Альтаир считает бесплатную оффлайн-карту «Maps.me», которая «в Монголии видит еле заметные просёлочные дороги, в Туве с помощью «Maps.me» находил дорогу в тайге».

Из Кызыла супруги выехали  13 августа, вернулись домой в ночь на 30 августа. Проехали всего 8900 км.

«Наш опыт и впечатления — это только сугубо наше личное субъективное мнение, можем где-то и ошибаться. И вообще оценивать что-либо надо через призму той буддийской притчи о слоне и слепцах», - посоветовал путешественник.

В первый день они добрались до Монгун-Тайгинского района - 510 км от Кызыла, оттуда  уже продолжили путешествие по республике Алтай.

Через перевал Бугузун в соседний регион есть два варианта дороги: по маршруту «Мугур-Аксы - Хиндиктиг-Холь» и через Кызыл-Хая вверх по руслу реки Моген-Бурен. Второй вариант более предпочтителен одиночкам. Как объяснил Альтаир, в первом варианте путь лежит через необъездные горные болота в районе озера Хиндиктиг-Холь. Наши герои выбрали безопасное направление. 

Автопутешественников порадовали отремонтированные участки федеральной трассы М-54 «Красноярск — Хандагайты»: 
«В этом году самые плохие участки уже успели отремонтировать, особенно порадовал участок Чадан — Хандагайты, который до этого был в очень плохом состоянии. С тувинского села Хандагайты  до Западного Китая рукой подать. (Кызыл — Улангом 420 км, Улангом — Тайкешкен 650 км, Тайкешкен — Урумчи 700 км. Из них только на участке Улангом — Ховд 210 км грунтовой дороги)». 

Для автолюбителей Альтаир более подробно рассказал о расходах топлива своего нового автомобиля, сравнивая со старым «Патриотом». 

Монгун-Тайга встретила гостей дождями, пасмурным небом и ветрами, по их ощущениям погода была октябрьской: без куртки выходить из машины некомфортно, листья уже начали желтеть, чем выше в гору, тем холоднее.

В Моген-Бурен приехали в девять вечера, где их ждали в гостинице и нашли им попутчиков. Второй день  начался с небольших неприятностей. Проснулись на час раньше, не выспались, не дождались товарищей, с которыми вечером договорились вместе двинуться в сторону Алтая. Не теряя времени, поехали на Кош-Агач, но навигатор дал неверные маршруты. Взволнованные путешественники  вернулись на развилку, где увидели УАЗик, который с опозданием приехал в гостиницу, где водитель не застал их. 

Машина оказалась низковата для таких дорог, поэтому водитель был в напряжении, при этом отметил красивый пейзаж вокруг.

После отдыха на перевале УАЗик обогнал и «попылил» в даль, а наши герои двинулись по направлению на Кош-Агач. На Чуйском тракте была еще летняя погода, «казалось бы, каких-то 80-100 километров и снова из осени попали в лето». К вечеру рассказчики проехали Семинский перевал, остановились на ночь в базе «Тихий берег» на берегу Катуни в селе Барангол.

Третий день путешествия они провели на дорогах Алтая, заезжая на  турбазы, объезжая русские деревни. Вечером подъехали к КПП Михайловское, чтобы пройти границу в Казахстан.

Альтаира предупреждали, что, якобы,  казахстанские полицейские легко могут налепить всяких штрафов. Но оказалось, что надо лишь «найти свою стратегию общения с ними, не забывать, что они в первую очередь сотрудники правоохранительных органов дружественной страны и самое главное — не нарушать правил». 

В казахском городе Шемонаихе наши путники обменяли деньги, поужинали, купили симки. Без происшествий проехали пункт ГАИ и во втором часу добрались до Усть-Каменогорска, ночью не смогли найти гостиницу, из-за лимита трафика интернет не работал. Спать легли в машине. Свернув задние сиденья, предварительно сделали хорошее спальное место.

В Казахстане бензин был дешевле, чем в России (26 рублей за литр А-92). В местных забегаловках русский язык хозяева не знали, поэтому говорили на тувинском, а казахи их хоть немного, но понимали. Дорога была плохой, ночевать решили на турбазе, где утром путешественники покупались в озере и отдохнули. Ночью уже были в Алматы. Они сходили в Центральный государственный музей Казахстана, прогулялись по городу и поднялись по подъемникуна Кок-Тобе. 

До Киргизии Альтаир доехал со сломавшимся из-за неровной дороги аккумулятором, кое-как доехали до Бишкека. Киргизия оказалась для тувинских путешественников роднее, чем Казахстан. Они в восторге от природы, колоритного восточного пейзажа и простоты людей. По дороге наши герои пропустили местечко, которое хотели обязательно посетить, легендарные камни Тамерлана «Санташ».

«По сравнению с Казахстаном контраст разительный, часто попадаются полностью закрытые женщины, мужчины салафитского вида. Машин много, всяких разных, и новых дорогих машин, и керосинок разной степени убитости. И европейский, и восточный автопром представлен весьма широко. Уже в темноте в одном селе увидели надпись Унаа тетиктери (автозапчасти), мы уже стали понимать многие надписи. В этом магазине купили аккумулятор BOSH на 77 за 4000 сом, старый аккумулятор они же приняли за 700 сом, итого аккумулятор обошёлся всего за 3300 сом. Ребята сами сняли старый, поставили новый», - рассказал о впечатлениях от Киргизии Альтаир Чопуй.

В Бишкеке тувинская пара остановилась в квартире в центре города. Прогулка до поздней ночи им пришлась по душе – много народу, парков, развлечений. Особенно им понравилась атмосфера свободы и гордости жителей за свой народ. Очень развит малый и средний бизнес. Токтогульское водохранилище запомнилось бирюзовым цветом воды. Проезжая районы, они встречали чайханы – одни были краше других. В местных кафе им наливали молочный чай, как тувинский, который придавал им сил. Пограничники Киргизии работают расслаблено, некоторые КПП, не объясняя причины, не пропускали людей через границу.

На 10 день автотрипа, 22 августа, Альтаир и его жена покинули Киргизию и оказались в Узбекистане. Надписи на казахском и киргизском они понимали довольно успешно, а в Узбекистане язык уже абсолютно другой, кроме числительных почти ничего не понимали. 

«Военные, несмотря на зной, в шерстяных масках, перчатках, наколенниках, разгрузках и т.п. Смотрится круто, конечно. Может, на местное население эти маски-шоу и производят впечатление, но для стороннего наблюдателя это выглядит смешно», - рассказал Альтаир.

Ближе к Ташкенту они встретили очень много гаишников с камерами на штативах, но антирадар на некоторые не реагировал, что вызвало сомнения в их рабочем состоянии. 

«Видно, что страна развивается, везде чисто, аккуратно, цветы, клумбы даже в маленьких деревнях. Везде новострои. Страна, конечно, сильно отличается от России, тут только приходит реальное ощущение заграницы. Сильно напоминает Китай, особенно синьцзянские новые городки. Я не думал, что так много машин будет, машин много, в основном деу и шевроле собственного производства», - написал об Узбекистане тувинский путешественник.

Наш рассказчик сравнил Узбекистан с цветущим садом, но, несмотря на это страна им не очень понравилась. Цены очень низкие, чем в России. Плов, лагман, шашлык, лепешки и чай обходятся в 160 рублей. В гостиницах от иностранцев принимают только доллары, так с 1 января 2017 года постановило правительство Узбекистана. 

«Узбекистан, действительно, особенная страна, непохожая ни на какую другую, и в ней мало что напоминает советское прошлое. Тут на форуме пишут про доброту и отзывчивость узбеков. В нашем случае такого не было, наоборот, к нам относились всегда настороженно, дав на вопросы однозначные ответы, старались от нас быстро отвязаться. Мы предположили, что такое отношение из-за нашей азиатской внешности, всё-таки по нам сразу видно, что мы чужаки, внешне мы очень отличаемся. И учитывая их непростые отношения с соседями, скорее всего нас принимали за соседей», - поделился опытом общения с узбеками Альтаир в рассказе.

В отличие от киргизской столицы в центре Ташкента народу оказалось совсем мало, зато много полицейских. Фотографировать можно не все, на центральную площадь иногда не пускают, но в целом город чистый, ухоженный и красивый. В Ташкенте тувинские гости купили чая, восточных сладостей, приправ и сувениров, а также съездили в Старый город и Аквапарк. План знакомства с Узбекистаном пара Чопуй не осуществила полностью, страна утомила меньшей гостеприимностью и настороженным отношением. Бензин не везде был хорошего качества. Гаишников много, но водители сплошь и рядом нарушали ПДД. 

На 13 день, 25 августа, они съехали с гостиницы. Персонал их не проводил, были недовольны, что российские постояльцы не воспользовались их дополнительными услугами помощников, гидов и такси. 

На границе выяснилось, что наши путешественники не купили страховку при въезде в страну. Альтаиру пришлось поторговаться. Два гаишника согласились пропустить их за две бутылки водки, специально купленных для откупа от нечестных представителей власти. И это был единственный случай дачи взятки за всю поездку.

В Казахстане на обратном пути паре путешественников из Тувы пришлось столкнуться с беспределом инспекторов ГАИ: останавливали беспричинно, хотели отобрать права за якобы нарушенное правило дорожного движения, но Альтаир доказывал им, что он соблюдал все правила. 

Казахстанскую границу тувинские странники перешли на 16 день, 28 августа. 
«Оба поста прошли быстро. На казахской стороне, узнав, что мы были в Узбекистане и Киргизии, просмотрели под машиной, на предмет закладок без нашего ведома. Заправились на первой же заправке, отметились в Змеиногорске, по пустой трассе Алтай — Кузбасс быстро домчали до Белово», - написал в рассказе Альтаир.

Последний день путешествия они свернули с федеральной трассы на Верхн-Чебулу в сторону Тисуля на более спокойную дорогу. Около Шарыпово на берегу водохранилища устроили пикник. В родной Кызыл приехали во втором часу ночи.

«За весь пробег машина показала себя только с лучшей стороны, проблемы были только с аккумулятором и лампой. Средний расход примерно 13 литров. Поедем ли мы снова в Среднюю Азию, однозначно, да. Киргизия очень понравилась, специально поедем туда отдыхать, ну, и в Казахстане тоже отдохнём. В Узбекистан — скорее нет, чем да. Поездка удалась на славу, прекрасно отдохнули, получили море впечатлений, открыли для себя много нового, и, как всегда, после путешествий, взгляды на многие вещи поменялись», - резюмировал двухнедельный трип по странам Средней Азии с супругой Альтаир. 

Семья Чопуй на следующий год запланировала путешествие в страны Закавказья. 

Полный рассказ по ссылке: http://travel.drom.ru/55557/