Вы здесь

Традиция скотоводческих заклинаний у эрзинских тувинцев

  • Вверх
    18
  • down
    28
759 просмотров

Поющиеся скотоводческие заклинания (другое определение, укоренившееся в науке — мелодические речитации) исполняются в период появления на свет приплода домашнего скота. У разных животных это происходит в разное время, чаще — в конце зимы или весной. В это время случается, что самка отказывается кормить своего детеныша, проявляет враждебность и не подпускает его к себе. Причиной отказа являются разные ситуации: гибель самки-матери, появление у детеныша незнакомого запаха (во время холодов детёныш, побывав в юрте, приобретает новые запахи, в результате мать отказывается кормить его). Если не начать кормить новорожденного, он, скорее всего, погибнет.

Для того, чтобы не допустить гибель приплода, кочевниками издавна применяются специальные обряды, центральным элементом которых является исполнение особых поющихся заклинаний, направленных на успокоение животного и побуждение его принять детеныша.   

Заклинания овцы, козы и коровы исполняются преимущественно женщинами, кобылицы и верблюдицы — мужчинами. Такое распределение ролей связано с приоритетом хозяйственной деятельности, однако строгое гендерное закрепление отсутствует.

Общее название обряда — мал алзыры (букв. «животное заставить взять [детеныша]»), заклинания для каждого из видов животного имеют специальные названия. В Эрзинском кожууне зафиксирована следующая терминология: тоотпалаар, хоотпалаар (заклинание овцы); чучуулаар (заклинание козы); хөөглээр, өөглээр (заклинание коровы); курийлээр (заклинание лошади); тоорлаар, буурлаар (заклинание верблюдицы). Эти названия происходят от звукосимволических слов, используемых для подзывания соответствующего животного: тпроогэт, хоотпа, — для подзывания овцы, чу-чуу, чи-чии — для подзывания козы, хөөг, өөг — для подзывания коровы, куриий — для подзывания лошади, тоор — для подзывания верблюда. 

Для того, чтобы заставить самку принять детеныша, нужно прежде всего успокоить животное — изолировать его от возбуждающих факторов, в том числе, от других животных. Приступать к обряду следует только тогда, когда животное полностью успокоится. Детенышу смазывают хвостик солью и молоком самки и поют заклинание, продолжительность которого варьирует в зависимости от ситуации. Считается, что музыка благотворно воздействует на психологическое состояние животного, самка успокаивается и принимает детеныша, и впоследствии уже никогда не отказывается кормить новорожденного.

По отношению к поющимся заклинаниям применяется термин аян тудар, имеющий эстетический оттенок. Буквально это выражение означает «доставить удовольствие», то есть его смысл состоит в том, чтобы пением, красивой мелодией доставить удовольствие и таким образом воздействовать на животное. В научной литературе данный термин используется в значении «строить гармонию» = петь. В комментариях исполнители неоднократно подчеркивали, что мелодии должны быть красивые, нежные, мелодичные, спокойные, протяжные, плавные. Часто определяют их как «длинные, печальные, заунывные», сравнивают с колыбельными укачиваниями («как колыбельную поёшь»), а также с шаманскими напевами, то есть общность данных традиций хорошо осознается их носителями.

Навыками аян тудар владеет не каждая женщина. И раньше, и в наше время для подобных целей специально приглашают исполнителей, в полной мере владеющих традицией заклинаний, которая передается из поколения в поколение.

Поющиеся заклинания, встречающиеся в Эрзинском кожууне, отличаются развитостью мелодической линии и импровизационностью исполнения. Во время обряда мал алзырисполнительницы часто включают в структуру обряда отрывки из благопожеланий йөрээл, рассказы, посвященные своим животным, обращения к ним, а также поют песни, которые сочиняют экспромтом.

Заклинания в обязательном порядке содержат фрагменты, состоящие из звукосимволических слогов, некоторые из них этим и ограничиваются. Многие исполнители включают также вербально-смысловой текст, который может сильно различаться по характеру. Некоторые тексты свидетельствуют об очень ласковом и нежном отношении к животным:

Речь:

— Мээӊ бичии өшкүм оолдапкандар, ии! чаптанчыын, чаптанчыын! — дээштен.

Кыс анайлыг болган-дыр!

Анайын чүге хозуп тур сен?

Пение:

Чи-чуу,чуу,чи-чуу,чи-чуу,чи-чуу!

Анайыӊныӊ чаражынгыр, бичиизин, шумаш-ак.

Чуу, ч-чуу, ч-чуу!

Анайыӊны эки эмзир, эмзир өшкүм, өшкүм,

Ч-чуу, ч-чуу, чу-чуу!

 

Речь:

У моей маленькой козочки сыночки родились, ии! хорошенькие-прехорошенькие!

Девочка, имеющая козленочка, теперь будешь!

Козленочка своего почему не кормишь?

Пение:

Чи-чуу,чуу,чи-чуу,чи-чуу,чи-чуу!

Козленочек красивый, маленький, с беленькими ушками.

Чуу, ч-чуу, ч-чуу!

Козленочка хорошо корми, корми, козочка, козочка,,

Ч-чуу, ч-чуу, чу-чуу!

В других текстах могут содержаться упреки и укоры по отношению к самке, ведущей себя неподобающим образом:

Коотпа, γоотпа, γоотпай, γоотпа, γоотпай,

Хозунда, коотпай, γоотпа, γо…

Коотпа, хоотпа, хоотпа, — деп.

Хоотпа, хоотпа, хойим,

Анай, ой… хураганыӊ ал!

Куужурумчу канчап барган,

Хоотпа, хоотпа,

Ажы-төлүӊ камгала

Хоотпа, хоотпа, хоотпа!

Коотпа, γоотпа, γоотпай, γоотпа, γоотпай,

Отказываешься, коотпай, γоотпа, γо…

Коотпа, хоотпа, хоотпа, — говоря,

Хоотпа, хоотпа, овца моя,

Теленка, ой… ягненка возьми!

Непутёвая какая,

Хоотпа, хоотпа,

Детенышей-приплод свой береги,

Хоотпа, хоотпа, хоотпа!

Особой спецификой и разработанностью обладает обряд приучения верблюдицы, который существует только в тех кожуунах, где разводят это животное. Верблюдоводство считается трудным занятием, требующим много усилий и терпения. По словам наших собеседников-эрзинцев, к только родившемуся верблюжонку следует относиться как к новорожденному ребенку и так же внимательно за ним ухаживать. Практически единодушно отмечается, что к верблюдице, которая считается глубоко чувствующим и все понимающим животным, требуется особо бережное отношение. На неё, в отличие от овцы или козы, нельзя ругаться, повышать голос, кричать. Для успокоения верблюдицы исполняются не только поющиеся заклинания. Весьма эффективной является также инструментальная музыка, исполняемая на игиле, бызаанчы, морин-хуре — струнных инструментах со смычковым способом звукоизвлечения. На этих инструментах можно играть протяжные мелодии, характер которых полностью соответствует требуемым эстетическим критериям (протяжные, длинные, печальные мелодии, заунывный характер исполнения и т.п.). Музыкант устраивался рядом с верблюдицей и начинал играть мелодии, в основе которых лежали напевы тувинских традиционных протяжных песен. В Эрзинском кожууне распространен рассказ об использовании с этой целью патефона, на котором проигрывалась пластинка с записью традиционного наигрыша. При этом всегда отмечается необычайно высокая эффективность такого способа воздействия на животное.

Мелодии, употребляющиеся для исполнения заклинаний, различаются по стилистике. Распространены мелодии, основанные на различных бесполутоновых, ангемитонных ладозвукорядах: от целотоновой шкалы до широкообъемных звукорядов различной структуры. Мелодически всегда выделяется большетерцовый трихорд. Встречаются также лады с нестабильной структурой, сменой ладозвукоряда. Характерная черта — регистровое и тембровое противопоставление заклинаний для различных животных (в высоком регистре интонируются заклинания козы и кобылицы, в среднем — овцы, верблюдицы, в низком — коровы), в основном, выдерживается исполнителями-эрзинцами. Абсолютным правилом является использование одного и того же напева для всех животных в репертуаре одного исполнителя, сами же напевы различаются. В этом можно увидеть сходство функции мелодии со знаком родовой тамги, которой метится скот, принадлежащий одному роду или семье.    

Интонирование во время обряда не ограничивается только вокализациями. Используются различные виды речевого обращения к животному, возгласы-подзывания, окрики и другие сигналы управления, а также собственно пение. В исключительных случаях прибегают к помощи инструментального интонирования. Поются заклинания ненапряженным тембром, с активным использованием приемов тремолирования (дрожания голоса). Заклинание овцы в исполнении А.Б. Банчык из сумона Качык основано на звонком лабиальном вибранте.

https://www.culture.ru/objects/2996/tradiciya-skotovodcheskikh-zaklinani...