Вы здесь

Тувинский филиал Россельхозбанка проиграл клиенту в суде и выплатит ему компенсацию в крупном размере

  • Вверх
    23
  • down
    12
3230 просмотров

Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва обратилось в суд с исковым заявлением в защиту потребителя к АО «Россельхозбанк», требуя признать кредитный договор исполненным.

В суде уставлено, что 15.07.2016г. потребитель обратился в Банк с заявлением о полном досрочном гашении кредита. Сотрудники Банка рассчитали сумму для полного досрочного гашения в размере 56 220,91 рублей. Со своей стороны, потребитель внес указанную сумму, однако, Банк спустя 3 дня ответил отказом в выполнении операции, якобы ссылаясь на недостаточность суммы к погашению. Более того, Банк периодически требовал с клиента внести на счет сначала 200 рублей, далее 850 рублей, что и было выполнено добросовестным потребителем. Однако, долгожданного досрочного гашения так и не произошло, поскольку Банк начал автоматически списывать с имеющейся суммы клиента денежные средства в счет погашения ежемесячных платежей. Суд также установил, что Банк злоупотреблял своим положением в заведомо неравных правоотношениях с потребителем и поддержал доводы Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва по взысканию неустойки в размере суммы, приравненной к сумме погашения долга, а именно 56 220,91 руб., поскольку согласно п.4 абз. 1 ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности», перевод/снятие денежных средств является самостоятельной банковской услугой.

Согласно ст. 27 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В настоящем случае, правовая природа оказания данной финансовой (банковской) услуги подразумевает незамедлительность и безотлагательность его исполнения, т.е. исполнение в день поступления заявления потребителя, а в настоящем случае, не позднее 15.07.2016г. Просрочка исполнения по вине банка привело к невозможности погашения согласованной суммы на дату подачи заявления, а именно 56 220,91 руб., когда как на счете потребителя, согласно выписке с лицевого счета, на 15.07.2016г. было 57 500 рублей. На день ответа Банка отказом, имеющаяся на счету сумма к зачислению на досрочное гашение кредита уже потеряла финансовую ликвидность, в связи с чем, из данной суммы (57 500 р.) автоматически банк списывал со счета потребителя ежемесячные суммы к погашению кредита.

Согласно ч.5 ст. 28 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

В настоящем случае, расчет неустойки представляется следующим образом:

56 220,91 руб. (цена заказа на 15.07.2016г.) * 3% * 103 дня (с 15.07.2016г. по 25.10.2016г. день подачи искового заявления). = 173 722,6 руб.

Поскольку сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги), то приравнивается к 56 220,91 руб.

Согласно ч.6 ст. 13 Закона о ЗПП, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, злоупотребление Банком своего права привело к поучительному исходу дела в виде уплаты неустойки в размере 56 220,91 рублей, возмещению излишне уплаченных средств в размере 200 рублей и 850 рублей, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя в размере 28 635 рублей, а так же уплаты государственной пошлины в размере 2 761,44 рублей по требованию имущественного характера и 300 рублей по требованию о компенсации морального вреда.